вторник, 13 января 2015 г.

Гордыня, как главная и опасная форма бытия современного человека


призыв к размышлению…

Хочу попросить у дорогого читателя извинение за приведенный далее пример. Возможно он будет многим неприятен, но он наиболее точно отображает остроту проблемы.

Есть две категории людей, совершенно по-разному относящихся к своему физическому и духовному здоровью. Одни немедленно обращаются за помощью, другие, подогреваемые собственным умствованием, пытаются справиться самостоятельно.

Например. Люди прекрасно понимают насколько опасно для жизни человека, прогрессирующее действие гнойного нарыва на теле, хотя бы и очень маленького по своему начальному размеру. Промедление с принятием противовоспалительных мер может привести к весьма печальным последствиям. И каждый здравомыслящий человек, а многие именно таковыми себя и считают, немедленно принимает собственные средства противодействия распространяющейся заразе, но если и это не помогает, то тогда уже обращается к специалистам. А там уже, как правило, не обходится без хирургического вмешательства и, как следствие, недоумения, со стороны последних, дескать: "Что же вы так затянули? Почему сразу не обратились?"

Почему же человек разумный, прекрасно понимая опасность, откладывает обращение за помощью до последней минуты, уповая на мифическое самоисцеление?

Что это - самонадеянность, леность, прикрываемая различными "объективными" причинами, или прямое упрямство, подпитываемое негативизмом ко всему, что может как-то не совпадать с его взглядом на проблему?

Но это, братья и сестры, только "внешняя" сторона опасности, которая может привести к печальным последствиям, даже к физической смерти человека. И очевидность этого может отрицать лишь человек безрассудный.

Есть и другая сторона существования человека в этом тварном мире – «внутренняя», или духовная. А душа человека гораздо больше тела и намного сложнее. Здесь совсем по-другому обстоит дело с "нарывами" в нашей душе, которые могут привести к смерти духовной.

Чтобы понять и разобраться с причиной глубокого духовного "нарыва", человеку, в первую очередь, необходимо обнаружить в себе желание исполниться этого, подчас нелёгкого, труда. Затем, постараться разбудить в себе внутренние духовные силы, которые и помогут вскрыть этот "нарыв" и отчистить "пораженные участки" от его пагубного воздействия.

Имя этому "нарыву", безжалостно прогрессирующему и поражающему духовную составляющую Божьего создания - гордость и её более опасное проявление, которое может привести уже к необратимым последствиям для духовного человека - гордыня. Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни.

Наш мир, стремительно развивающийся на протяжении последних 150 лет, воспитал в человеке отличное, в сравнении с предыдущими столетиями, отношение человека к себе, как к личности. Человек стал по-другому осознавать своё собственное "Я" и по-другому стал определять своё место в сообществе окружающих его людей.

"Человеческий" гений, а скорее всего, гений лукавого человеконенавистника, дал людям новое, на тот период, понимание своей свободы. Свободы, которая коренным образом отличается от Свободы, данной людям Спасителем, но имеющей её внешние и искаженные атрибуты. Создав определенные условия человеческого рабства, он не преминул указать человеку, на так называемую обратную сторону медали, а именно на "право" человека. Теперь человек глубоко осознал, что он имеет "право" на то, чего он был, якобы, лишен. Человеку непреодолимо захотелось устранить этот пробел, восполнить, по его разумению, утраченное, вытащить из глубин своей греховной души, всё то, что было так хорошо скрыто, но не давало покоя и пыталось вырваться на свободу. И вот эта свобода обретена и даже возведена в норму "закона". Общество стало основываться на нормах права, с конкретными границами по принципу "иметь или не иметь", но с абсолютно размытыми и, порой, утраченными духовными границами. Именно гордыня человеческая есть фундамент этой "законной нормы человеческих отношений" – ПРАВА.

 В своем труде "Христианства нет без Церкви" Священномученик Иларион (Троицкий) пишет:

"Наш русский философ В.С.Соловьев так определил право – "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла".
Но если принять даже и это определение права, оно, очевидно, все же никогда не совпадает с христианской любовью. Право касается внешнего и проходит мимо существа. Общество, созданное на человеческом праве, никогда не может слить людей воедино. Единение разрушается себялюбием, эгоизмом, а право не уничтожает эгоизма; напротив, только утверждает его, охраняя от покушений со стороны эгоизма других людей. Цель государства, основанного на праве, в том, чтобы создать по возможности такой порядок, при котором эгоизм каждого его члена находил бы себе удовлетворение, не нарушая в то же время интересов другого. Путь к созданию такого порядка может быть один – некоторое ограничение эгоизма некоторых членов общества. В этом неразрешимое противоречие права: оно утверждает эгоизм, но оно же и ограничивает его. А потому общество, основанное на человеческом праве, всегда носит в себе самом семена своего разложения, ибо оно охраняет эгоизм, который постоянно разъедает и разрушает всякое единение. Судьба башни Вавилонской - судьба правового общества; в этом обществе часто должно происходить "смешение языков", когда люди перестают понимать друг друга, хотя бы и говорили на одном языке. Правовой порядок нередко сменяется ужасным беспорядком".

И вот современный человек принимается с неистовой энергией отстаивать у общества это своё «право». Ему уже совершенно не зачем принимать во внимание, что он всё больше и больше теряет связь с самим собой. Да, да. Именно с самим собой, с тем человеком, который стал венцом творения мира видимого.

"Мудрость мира сего есть безумие перед Богом"
(Послание к Коринфянам гл. 3)

Это "право" начинает нас преследовать и перекраивать ещё с детства.Многие родители совершенно индивидуально понимают "право на счастливое детство" своих чад.

В некоторых семьях родители, пытаясь компенсировать детям свою занятость, потакают их капризам, приобретают им дорогостоящие вещи и средства развлечения, не всегда готовы прислушаться к советам опытных педагогов и воспитателей, более того, порой идут с ними на конфликт. Их главное оправдание можно заключить этой короткой фразой: "Я достаточно зарабатываю, чтоб обеспечить своего ребенка тем, чем считаю нужным".
В других семьях родители даже и не пытаются хоть как как-то компенсировать отсутствие родительского внимания к детям. Их дети предоставлены сами себе. Они привыкают развлекать себя самостоятельно, не надеясь на то, что их приласкают, с ними поиграют, выслушают их детские "глобальные" проблемы. Они даже, порой, не хотят обращаться к родителям, чтоб не раздражать их.
В первом случае мы наблюдаем проявление гордыни, направленной на разрушение духовных начал взрослого человека и разрастания его собственной эгоцентричности в отношении своего ребенка. Любовь – это высокое состояние духовности, здесь приобретает налёт подмены.  
Во втором случае это "право на счастливое детство", по мнению родителей, дети должны обеспечить себе сами. Главное оправдание этих родителей другая фраза: "Нас в детстве тоже никто не опекал. Но ничего, выросли же нормальными людьми?"

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих
(Мф. 18,10).

Помним ли мы эти слова Христовы, думали ли мы, что они относятся прямо и непосредственно к нам?

А еще не должны мы забывать о том, что нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. Должны мы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают.
Свт. Лука (Войно-Ясинецкий)

О таких сказал премудрый Соломон:

"Лелей дитя, и оно устрашит тебя"
(Сир. 30, 9).

А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский:

"Юные ненаказанные и в возраст пришедши суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна".

Нужна умеренность в наказании, по слову святителя. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя; тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают этого наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит.
Свт. Лука (Войно-Ясинецкий)


К сожалению, дети, рожденные в семьях, где:
  • основой воспитания является не бескорыстная любовь,
  • родители не всегда способны стать «как дети» и общаться со своими чадами на уровне понятном для них и в тоже время быть для них взрослыми и авторитетными воспитателями,
  • внимание к интересам и увлечениям детей является источником раздражения из-за потерянного времени для своих «важных» дел,
  • родители до "безумия" лелеют и ублажают своих чад без должного требования к порядку и дисциплине,
не способны показать своим сверстникам и взрослым образец человеколюбия и уважительного отношения к старшим. В большинстве, и я не боюсь оговориться, это дети-эгоисты со своим набором претензий к окружающим. Они твёрдо знают, что они ИМЕЮТ ПРАВО делать и, практически, совершенно не знают, что они обязаны соблюдать.

Более того, многие родители хотят видеть своих детей, как говорят, «с мощными локтями». С детства внушая им, что дорогу к своему счастью они должны «пробивать» себе с должной для этого энергией. Но эта только одна сторона медали. Другая же в том, что не найдя в своей семье должного понимания и внимания дети, всегда копируя своих родителей, сами окунаются в окружающий мир и пытаются по-своему адаптироваться в нем, подчас впитывая от этого мира не хорошие и опасные  привычки и манеры.

Как в первом, так и во втором случае мы встречаем таких детей:
  • в общественном транспорте, когда они входят в него первыми, расталкивая окружающих, или не уступают место пожилым пассажирам, уткнувшись в айфоны и планшеты,
  • в общеобразовательных школах, когда подростки откровенно грубят учителям, а иногда просто издеваются над теми педагогами, которые напрямую не могут «поставить» их на место,
  • на улице, когда проходя мимо небольшой компании подростков, мы слышим в их разговоре обрывки уличной брани и не всегда ваше замечание на это безобразие отражается на их лицах стыдом и смущением, а, скорее, насмешками,
  • и во многих других негативных ситуациях.
Что это? Почему это происходит с нашими детьми?
Многие  ропщут на нынешнее время, нравы, культуру, общество и др. Но на самом деле корень всего происходящего в нас, в родителях. Мы, создав из себя самих идолов всезнания, опытности, практичности, совершенно не замечаем, как впадаем в прелесть, тщеславие и гордыню. Наше мнение – это наше мнение. Нас не надо загружать и поучать, какой дорогой нам идти. Не надо нам говорить всякий "бред", не надо нам "лезть" в душу, как-нибудь уж сами разберёмся…

Такая жизненная позиция передается и нашим детям, и они как губка впитывают все, что выплескивает на них "море" семейного окружения.

Вот здесь то, главное, помнить, что дети наши это плодородная почва, которую надо, сперва, удобрить словом, напитать живительной влагой любви и, только затем, насадить в ней семя, которое взойдет и принесет плоды. И мы должны отчетливо понимать, что дети есть полное отражение своих родителей. Отриньте от себя эту гордыню "Я ИМЕЮ ПРАВО", не ввергайте себя в бездну эгоизма, самомнения и тщеславия. Будьте трезвенные к самим себе. Повернитесь к своим детям открытым настежь сердцем.

Насаждайте в почву семена Истины, а не семена греха. Ухаживайте и оберегайте свой сад от духовных вредителей с помощью силы Слова Божьего. И ваш сад наградит вас добрым урожаем, где нет, и не будет места грубости и лицемерию.

Продолжение следует…

Константин Радаев